Главная страница \ Закон о рекламе. Основные аспекты и нюансы

Закон о рекламе. Основные аспекты и нюансы

Закон о рекламе. Основные аспекты и нюансы

На территории Российской Федерации действует Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года, содержащий ряд требований к рекламным материалам (№ 38-ФЗ). Мы предлагаем Вам ознакомиться с его основными тезисами и нюансами. Данная статья поможет рекламодателям проверить свои материалы для размещения на соответствие законодательству и избежать возможных ошибок. Итак, рассмотрим основные положения закона «О рекламе».

1 \ Реклама должна быть добросовестной и достоверной (согласно статье 5 ФЗ «О рекламе»).
Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
• Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
• Недостоверной считается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Так, например, Федеральная антимонопольная служба признала ненадлежащей рекламу с выражением: «Компания №1», распространенную ООО "ХХХХ". Как говорится в сообщении ФАС, использование сравнительной характеристики "№1 в России" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любым критериям. Вместе с тем, по таким параметрам, как год создания компании, валовая выручка за год, количество обслуженных клиентов, обоснованность приведенного в рекламе сравнения не подтвердилась.

Рекламодателям необходимо избегать использования в рекламе неверных или бездоказательных утверждений о преимуществах своего товара. Важно быть аккуратными с такими словами, как “самый”, “лучший”, “единственный” и т.п. - ФЗ «О рекламе» признает недостоверной рекламу, в которой “присутствуют несоответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени, если их невозможно подтвердить документально”.

Согласно ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители.

2 \ Ниже приведены некоторые нюансы Закона:
• Рекламодатель, как правило, не обязан раскрывать отрицательные свойства своего продукта.
• Невозможно на момент размещения ролика определить наличие/отсутствие существенной информации.
• О вводящей в заблуждение рекламе можно говорить лишь в том случае, когда потребитель, не имея полной информации, рассчитывает приобрести товар с наличием определенных качеств.
• Не всегда можно рассматривать в качестве недобросовестного приема несообщение информации в рекламе.

Таким образом, Закон запрещает сообщение субъективно неправильных сведений, т.е. способных ввести в заблуждение. Это означает, что для установления «введения в заблуждение» в соответствии с п.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» единственным критерием является субъективное восприятие рекламы. То есть определяющим фактором является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а только их восприятие адресатами.

3 \ Важно соблюдать этические нормы.
Согласно части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Иногда бывает сложно определить, какие выражения и сравнения считать оскорбительными, а какие нет. В таких случаях можно проанализировать имеющиеся разъяснения экспертных советов ФАС по применению законодательства о рекламе и конкретные решения, вынесенные по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения данного законодательства. Рекламу лучше рассматривать в каждом случае индивидуально, запрашивать результаты опросов и исследований. Также необходимо проводить анализ с точки зрения схожести с аналогичными случаями.

4 \ Требования законодательства о государственном языке РФ.
При оценке ролика на соответствие ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» нужно обязательно ознакомиться с Законом «О государственном языке РФ» от 01.06.2005 (№ 53-ФЗ). Указанный закон предписывает распространять рекламу только на русском языке, за исключением фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания. В случае использования в рекламе наряду с государственным языком РФ иностранного языка, тексты на русском языке и на иностранном языке должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, а звуковая информация также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи. То есть перевод должен быть аутентичным, и это должен быть именно перевод, написание текста на иностранном языке русскими буквами таковым не считается. Например, New Year не может быть переведено как Нью Еар, а должно быть переведено как Новый год. При этом перевод должен быть смысловым. Например, перевод названия киностудии XX century-Fox (ХХ век-Лиса) не имеет смысла, его делать не нужно, необходима просто транслитерация.

Итак, по причине большого количества нюансов в законе «О рекламе» РФ важно внимательно проверять рекламные материалы на соответствие ему, и мы надеемся, что данная статья поможет нашим рекламодателям в этом.

Микулина Елена, юрист ВИ-Ярославль

Статья взята с сайта trend.ru

Поделиться ссылкой:

Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.